Около 30% стоимости авиабилетов формируют цены на топливо, а они в Казахстане очень высокие. Поэтому билеты на самолеты такие дорогие, считают в парламенте.
Депутат Мажилиса Мурат Абенов полагает, что виновными в дороговизне авиабилетов являются Министерство энергетики и национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ), которые держат высокую цену на авиатопливо. А на них приходится 30% стоимости авиабилетов. По словам мажилисмена, в Казахстане 1 тонна авиакеросина продается по 600 тыс. тенге, что в два раза дороже, чем, к примеру, в странах Европы.
Министр энергетики Алмасадам Саткалиев говорит, что в стране в год выпускается около 700 тыс. тонн авиатоплива. Делают это нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), принадлежащие КМГ. Производимого объема достаточно для покрытия потребностей отечественных перевозчиков.
Дефицит примерно в 500 тыс. тонн, импортируется для покрытия спроса со стороны международных перевозчиков, заправляющихся в Казахстане, и грузовых самолетов. Импорт, в основном из России, осуществляют сами аэропорты, хотя есть и альтернативные источники, откуда можно закупать, например, Китай и Туркменистан.
Отечественное топливо распределяется компанией «КМГ-Аэро» (дочернее предприятие КМГ). Оператор продает топливо по установленным ценам, которые контролируются антимонопольным ведомством, говорит министр.
По его словам, цены на авиабилеты повышаются не из-за того, что КМГ-Аэро поставляет топливо по высоким ценам, а из-за цены на топливо, которую устанавливает аэропорт для авиакомпаний при заправке.
«Эти цены существенно отличаются. Сами аэропорты ведут соответствующую маркетинговую политику, когда добавляют туда (затраты на) хранение, доставку, покупку импортного топлива», - говорит Саткалиев.
Председатель правления КМГ Асхат Хасенов сообщил, что сегодня стоимость авиатоплива на внутреннем рынке составляет $1000-1200 за тонну (около 509 000-610 700 тенге по курсу - прим. "NewsHub.kz"), а КМГ-Аэро продает на 20% дешевле этой цены. Наша гражданская авиация потребляет 500-600 тыс. тонн в год. А импортная продукция завозится для самолетов, предоставляющих услуги карго и перевозки других грузов.
При этом Рустам Ахметов, первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) сообщил, что основная наценка на авиатопливо в размере 60% производится со стороны аэропортов.
Получается, что «виновными» в высоких ценах на авиабилеты в стране являются владельцы аэропортов, которые покупают топливо у казахстанского и иностранного производителя, а потом перепродают его авиакомпаниям по завышенным ценам.
Монополисты рулят
Ранее АЗРК провело анализ состояния конкуренции на рынке хранения нефтепродуктов за 2021-2023 годы. В результате выяснилось, что аэропорты занимают доминирующее или монопольное положение на рынке хранения авиатоплива республики. За 2023 год объемы хранения авиатоплива превысили 1 млн тонн, увеличившись на 42% в сравнении с 2021.
Аэропорты, поставщики нефти, оптовые и розничные продавцы осуществляют деятельность на одном товарном рынке реализации авиатоплива, при этом, доступ к инфраструктуре хранения, предоставляется непосредственно аэропортами.
Возможности аэропортов для получения дохода от продажи авиакеросина с посреднической наценкой и монопольно ограничивать доступ к инфраструктуре хранения отрицательно влияют на ценовую конкуренцию и заинтересованность в развитии портовых услуг, заявили в АЗРК.
Иными словами, сегодняшние владельцы аэропортов получают высокие доходы от перепродажи керосина, но при этом способствуют росту цен на авиаперевозку. Вместе с тем, они ограничивают развитие отрасли.
Были названы 17 областных и городских аэропортов, имеющих монопольное положение на рынке хранения авиационного топлива. Владельцами аэропортов являются местные исполнительные органы (акиматы) или частные компании.
Для развития конкуренции на рынке АЗРК приступило к разработке Правил равного доступа к мощностям хранения нефтепродуктов на территории аэропортов.
После слушаний в Мажилисе КМГ выпустила релиз, в котором объясняет, из чего складывается цена на авиакеросин.
Так, по данным нацкомпании, доля КМГ-Аэро на рынке коммерческой реализации авиатоплива в Казахстане составляет 16%. Компания конкурирует с аэропортами и частными операторами. По итогам 10 месяцев этого года компания продала авиатопливо для иностранных авиакомпаний в среднем по $1020 за тонну. Тогда как отечественным перевозчикам по $820 за тонну или около 400 тыс. тенге, которая включает только себестоимость и операционные затраты предприятия.
В КМГ отмечают, что в международной практике сами аэропорты не занимаются топливной деятельностью, так как это считается недобросовестной конкуренцией. Аэропорты предоставляют доступ к своей инфраструктуре операторам, которые профессионально занимаются заправкой воздушных судов. При этом авиакомпании могут сами выбирать поставщиков горючего. Аэропорты же только взимают роялти за право реализации топлива на своей территории.
В нацкомпании хотят, чтобы на отечественном рынке авиатоплива сформировалась аналогичная практика. Это будет способствовать развитию конкуренции среди отечественных топливных операторов, улучшению качества услуг и снижению цен.
По данным КМГ, в Казахстане топливная инфраструктура в аэропортах сильно устарела и позволяет использовать только авиатопливо марки РТ и ТС-1, а также требует значительных инвестиций для модернизации и перехода на современный вид авиатоплива марки Jet A-1 и в дальнейшем на экологический вид авиатоплива SAF. Аэропорты и прочие участники рынка не инвестируют средства в модернизацию и строительство заправочных комплексов по международным стандартам.
Создание института топливных операторов на отечественном рынке способствовало бы развитию конкуренции среди отечественных предприятий, повышению качества услуг и снижению цен, считают в национальной компании.
При этом отметим, что и рынок авиаперевозок монополизирован одной компанией. Около 70% рынка приходится на долю группы компаний «Air Astana», в которую входят авиаперевозчики "Air Astana" и "FlyArystan". Деятельность этих двух предприятий не раз подвергалась критике со стороны казахстанцев. Недавно стало известно, что финансовый аудит выявил хищение более 1 млрд тенге в "Air Astana". Не исключено, что в самой крупной авиакомпании страны работают обыкновенные мошенники.
В прошлом году АЗРК совместно с прокуратурой проверила деятельность авиакомпании. И по итогам проверки "Air Astana" решением Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям Алматы была привлечена к административной ответственности на сумму более 876 млн тенге за злоупотребление доминирующим и монопольным положением. Было установлено, что при приобретении авиабилетов в день вылета либо на ближайшие даты, авиакомпания необоснованно взимала топливный сбор в размере от 3500 до 6500 тенге со всех пассажиров.
Таким образом, установлению высоких цен на авиабилеты способствуют не только аэропорты, но и авиаперевозчики.
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.