Статьи

Когда самолеты в Казахстане начнут летать по расписанию?

20 Aug 2022, 16:15
6 mins read
1651
Когда  самолеты в Казахстане начнут летать по расписанию?
Pixabay

Алматы. 20 августа. NewsHub - Самолет считается самым быстрым видом транспорта. Но в последнее время в Казахстане авиатранспорт начинает сильно сдавать позиции в этом плане. Виной тому – задержки рейсов.

19 августа рейс Бишкек-Алматы задержали на 7,5 часов. На автомобиле это расстояние можно было преодолеть за 2,5 часа. Если к времени задержки добавить время полета (55 минут), то получится, что пассажиры добирались до места назначения со скоростью 27,6 км/ч – т.е. приблизительно со скоростью электросамоката.

Случай, конечно, приметный, но, увы, не уникальный. В разгар отпусков задержки рейсов происходят регулярно. 18 июня более 200 туристов не смогли вовремя вылететь из Алматы в Анталью. На следующий день пассажиры из Антальи не смогли вылететь в Алматы. Рейсы были задержаны больше, чем на сутки, а 30 человек вообще не поместились в самолет, вылетавший из Турции. 26 июня задержались сразу три рейса – в Ташкент, Нур-Султан и Актау. 8 июля пассажиры смогли вылететь вовремя, но их багаж остался во Франкфурте. 9 июля по техническим причинам один рейс был вынужден вернуться в Шымкент, а второй не смог вылететь из Уральска. 3 августа опять задержался рейс Алматы-Анталья.

 5 августа авиакомпания Air Astana провела пресс-конференцию, где попыталась объяснить причины задержек рейсов. К тому времени за задержки рейсов компания была оштрафована уже 4 раза (с начала года).

Одними из основных причин возникших проблем в компании назвали сокращение вспомогательного персонала в аэропорту Франкфурта и расплодившихся пандемии птиц во время пандемии. В связи с локдаунами в германском аэропорту сократили много работников (а обратно, видимо, потом пригласить не догадались), а популяция птиц сильно увеличилась вблизи казахстанских аэропортов. По информации Air Astana, с начала этого года уже произошло 63 инцидента с пернатыми, из которых 10 случаев привели к повреждению воздушных судов, при этом ремонт двигателя обходится в среднем в 60 тыс.долларов. Рост столкновений с птицами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 22,3%, а показатель пунктуальности компании снизился на 10,7% по сравнению с прошлым годом.

Впрочем, похоже, это не единственные проблемы с пассажирскими авиаперевозками Казахстана. Только за летние месяцы среди авиапроисшествий были течь жидкости, удар молнии, некие необозначенные технические проблемы, попавшая в двигатель птица (да, расплодилась).

Как пояснили в авиакомпании, каждая задержка рейса может вызвать цепную реакцию, т.к. выполнив один рейс, самолет должен вовремя отправиться в следующий. И если где-то во Франкфурте багаж загружали на три часа дольше, чем надо было, то это значит, что и рейс, например, из Алматы в Актау тоже задержится. Правда вот на официальном сайте компании Frankfurt Cargo Services, в аэропорту Франкфурта усердно трудятся порядка 70 тысяч человек.

Президент группы компаний Air Astana Питер Фостер пообещал, что проблему с задержками рейсов, может быть, получится решить к октябрю.  

После пресс-конференции ситуация не особенно изменилась и 19 августа обеспокоенность по поводу задержки рейсов и нехватки авиабилетов выразил уже министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев. Министр встретился с Питером Фостером и поручил ускорить закупку новых воздушных судов, а также соблюдать права пассажиров.

Сейчас штраф за нарушение прав пассажиров составляет 1 тыс. МРП – это 3 063 000 тенге. Т.е. 4 штрафа составляют 25 тыс. 704 доллара США. А прибыль группы компаний за 2021 год составила 761 млн долларов. Несмотря на то, что Комитет гражданской авиации заявил о возможном увеличении размера штрафа, такая мера бьет, скорее, по имиджу авиаперевозчика, а не по его карману.

Зато задержки рейсов могут ощутимо ударить по кошелькам пассажиров. При длительной задержке рейса туристы фактически теряют день в отеле, который они уже оплатили. Понятно, что ни туристическая компания, ни отель не будут возмещать им эти потери, поскольку их вины в этом нет. В случае, если рейс стыковочный, оплаченный отдых может начаться еще позже. Это не говоря уже о деловых поездках, когда задержки рейсов могут привести к прямым убыткам из-за сорванных переговоров, контрактов и т.п. В этом случае обещание предоставить ваучеры на 100 долларов пассажирам бизнес-класса в качестве компенсации звучат как-то не убедительно.

В Великобритании компенсация за задержку рейса на 3 часа составляет 220 фунтов стерлингов каждому пассажиру, а на 4 и более часов – 520 фунтов. В европейском союзе – от 250 до 600 евро. В США за вынужденное ожидание авиапассажиры могут рассчитывать на компенсацию от 200% до 400% от стоимости билета в один конец (но не более, чем от 675 долларов до 1350 долларов США). В Канаде – от 400 до 1000 канадских долларов. С учетом того, что, к примеру, в самолете Boeing 787 Dreamliner 290 посадочных мест, только компенсация пассажирам за трехчасовую задержку рейса обойдется авиакомпании в 63 тысячи долларов – почти в 10 раз больше, чем штраф в 1000 МРП (6426 долларов). Кстати, за каждый час задержки рейса пассажиры в Казахстане имеют право на компенсацию в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки. То есть, за задержку рейса по маршруту Алматы-Анталья авиакомпания выплатит пассажирам по 20 долларов за час. Итого, даже задержка вылета на 10 часов обойдется дешевле, чем задержка на три часа где-нибудь в Европе. При этом, если авиакомпания докажет, что вылет был отложен по независящим от нее причинам, никакой компенсации не будет.

Решить проблему задержки рейсов к октябрю получится разве что благодаря окончанию сезона отпусков и соответственного сокращения пассажиропотока. Закуп дополнительных 24 воздушных судов, о которых говорил министр, завершится к 2025 году. При этом необходимо будет подобрать и обучить персонал, который эти воздушные суда будет пилотировать и обслуживать. По признанию Питера Фостера, найти и подготовить такое количество специалистов в Казахстане вряд ли получится. Поэтому часть персонала придется приглашать из-за рубежа. К слову, зарплата пилота-казахстанца в среднем составляет от 6 тыс. долларов США до 8 тыс. долларов в месяц, а пилотам-иностранцам платят от 7 тыс. долларов до 15 тыс. долларов. Как правило, увеличение расходов любой компании в любой сфере в основном ложится на плечи потребителей. Если добавить к этому еще и дефицит и удорожание авиатоплива, то все больше пассажиров предпочтут пересесть на поезда и автобусы, тем более, что из-за задержек рейсов, добраться до места назначения они смогут с такой же скоростью, но с гораздо меньшей нервотрепкой.

 Закладывать в свои планы время на возможное вынужденное ожидание казахстанским авиапассажирам, похоже, придется еще долго, может быть, даже до октября… 2025 года.

 

 Мадина Алимханова

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Subscribe or follow our news on social networks
Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter

Last News

Yesterday
20 December
19 December
18 December