Отмена упрощенного налогового режима для таксопарков, сдающих автомобили в аренду, может привести к резкому росту цен на услуги такси, массовому банкротству компаний и сокращению количества водителей на линиях. Об этом во время пресс-конференции сообщил президент Ассоциации таксопарков и курьерских служб Казахстана Мейрамбек Абелкасов и другие участники отрасли, передает «Власть».
По словам налогового эксперта Дмитрия Казанцева, в ближайшие недели в Казахстане будет опубликован список ОКЭД, которым разрешен упрощенный налоговый режим. В черновую версию этого списка не был внесен ОКЭД 77111 — «Аренда легковых автомобилей и легких автотранспортных средств в Казахстане». В результате компании будут переведены на общеустановленный налоговый режим.
Изначально эта инициатива должна была ограничить крупный бизнес в возможности получать налоговые вычеты через побочные виды деятельности. Чтобы снизить налоговую нагрузку, компании могли брать в аренду несуществующий транспорт или нанимать фиктивных сотрудников.
«В итоге из-за решения правительства может пострадать такая социальная отрасль, как услуги такси. Цены будут подниматься, и это на фоне напряженного периода в Казахстане, когда растет инфляция и курс доллара», — отметил Казанцев.
По данным Ассоциации таксопарков и курьерских служб Казахстана, сегодня дневная прибыль таксиста составляет всего 10 тыс. тенге, а в месяц — 250–300 тыс. тенге. Эта сумма остается у них на руках после оплаты ежедневной аренды авто (порядка 17 тыс. тенге), комиссии агрегатора (7–8 тыс. тенге в день) и расходов на питание (2–3 тыс. тенге в день). В среднем они выполняют 2 заказа в час, работая по 10–12 часов в сутки 6 дней в неделю.
По расчетам президента ассоциации Мейрамбека Абелкасова, если таксопарки исключат из списка ОКЭДов, которым разрешен упрощенный налоговый режим, дневная арендная ставка на авто для водителей вырастет до 22 тыс. тенге.
«Что остается водителю — работать за 4–5 тыс. тенге в день? Это издевательство, так не должно быть», — заявил Абелкасов.
Таксопарки, в свою очередь, могут начать массово объявлять о банкротстве, подчеркнул президент ассоциации. В качестве примера он привел таксопарк, который при нынешней налоговой ставке в 4% уплачивает 27 млн тенге налогов. После ее повышения из-за перехода на общеустановленный режим более чем в пять раз его налоговая нагрузка вырастет до 176 млн тенге.
«Сейчас у автопарков нет расходов, подпадающих под НДС. До сегодняшнего дня правительство поддерживало этот сектор за счет отмены НДС при покупке машин отечественной сборки. Основные расходы таксопарков сегодня — это содержание штата сотрудников, аренда офиса, платежи по лизингу и обслуживание авто. НДС все ухудшит. Для таксопарков это неподъемные средства, они не смогут их оплатить при текущей структуре расходов», — объяснил Абелкасов.
Илиас Успанов, руководитель таксопарка Nomad Taxi, рассказал, что автопарки обычно берут машины для последующей аренды в лизинг сроком на 3 года. Компании фиксируют свой доход по окончании этого срока, когда все обязательства погашены. С повышением налоговой ставки эта бизнес-модель станет еще более рискованной.
«Если будет действовать новый налоговый режим, нам придется поднять цены на аренду на 40%. Это скажется на простых водителях. Вопрос идет о выживании и устойчивости нашего бизнеса. Грубо говоря, будут массовые банкротства», — пояснил он.
Абелкасов сообщил, что при нынешней налоговой нагрузке в Казахстане ежегодно банкротится 20–30 таксопарков. А те, кому удается продержаться три года и погасить обязательства по лизингу, остаются с автопарком из машин с большим пробегом, которые не раз побывали в ДТП. Больших доходов такой автопарк уже не приносит.
«После повышения налоговой ставки автопаркам не будет смысла работать. Это также приведет к тому, что упадет качество автомобилей, которые сегодня перевозят пассажиров. Раньше в городе было много Daewoo Nexia и Lada Granta, и они в итоге могут вернуться», — добавил президент ассоциации.
Абелкасов подчеркнул, что его организация ведет долгую переписку с министерством национальной экономики и министерством финансов. По его словам, в Миннацэкономики считают, что прибыль таксистов в среднем составляет 1 млн тенге, а таксопарки получают доход не прилагая каких-либо усилий.
«Мы пытаемся выстраивать коммуникацию с министерствами, но получаем отписки, где просто перечисляются все ОКЭДы, которым будет доступен упрощенный налоговый режим. Нам также говорят, что с нами свяжутся и пригласят на встречу. Но никто так и не связался. Мы просили организовать круглый стол, но эту идею не поддержали», — посетовал Абелкасов.
Юрист Кайсар Егизбаев отметил, что у правительства никогда не было полномочий определять то, какому бизнесу можно предоставлять упрощенный налоговый режим. Более того, сейчас оно может пойти против международной практики, согласно которой аренда авто для оказания услуг такси является социально значимой сферой и поэтому получает льготы.
«В Казахстане этой льготой был упрощенный режим налогообложения. Поэтому я вижу выход либо в том, чтобы оставить упрощенный налоговый режим для нынешнего ОКЭД, по которому работают автопарки, либо ввести новый», — сказал он.
Казанцев заключил, что существующие ОКЭДы создавались десятки лет назад и в них не отражены недавно появившиеся виды деятельности. Поэтому он считает необходимым запретить сдавать в аренду автотранспорт крупным компаниям и создать специальный ОКЭД: «Аренда транспорта для частного извоза — услуг такси».
Самые свежие новости экономики, политики и культуры на наших страницах в Telegram, Instagram и мобильных приложениях на Android и iOS.