Еще в ряде казахстанских городов – Алматы, Караганде, Актобе и Аксае – местные власти отказали жителям в проведении мирных шествий в память о жертвах репрессий и голодомора, передает КазТАГ.
«Отказать в проведении мирного собрания в форме шествия 31 мая в связи с тем, что в предполагаемое время проведения таких мероприятий в специализированных местах запланировано проведение других официальных, культурных, зрелищных культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных мероприятий, осуществляются строительно-монтажные работы», - сообщается в отказе акима Караганды местному активисту.
В городе Алматы на два поданных уведомления акиматы ответили отказом без объяснения причин, причем отказали в шествии в двух разных местах. В Аксае тоже отказали без объяснения причин, пригрозив подавшему уведомление жителю предусмотренной ответственностью за самовольный выход на площадь и организацию мирного собрания или пикета. В Актобе акимат отказал, сославшись на запланированное 31 мая благоустройство территории, предложив жителю обратиться в вышестоящую инстанцию или в суд в случае несогласия с отказом.
Ранее акиматы отказали в проведении мирных шествий в память о жертвах репрессий и голодомора в семи других городах на поданные уведомления гражданских активистов – Астане, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Павлодаре, Петропавловске, Уральске и Семее. Причины отказа назывались разные: от не указанного регламента до занятого места. В некоторых городах письменные отказы пришли из акиматов без объяснения причин. Некоторых подавших уведомления предупредили о предусмотренной ответственности - вплоть до ареста на 15 суток.
Ранее в Караганде за сообщение выйти на шествие в память жертв политических репрессий и голодомора суд подверг административному аресту сроком на 15 суток местного активиста. Суд признал его виновным в «нарушении законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний». Сами активисты расценили это как боязнь властей скопления людей и возможных протестов на фоне недовольства граждан.
Политические репрессии в Казахстане в советский период носили системный, массовый и плановый характер, охватывая широкие слои населения – от национальной интеллигенции и кулаков до представителей различных этнических групп, включая казахов. В 1937–1938 годах, в разгар «Большого террора», по статье 58 (контрреволюционная деятельность) в Казахской ССР были арестованы около 120 тыс. человек, среди которых значительная часть – казахи; многие из них подвергались быстрому суду и расстрелам. Репрессии сопровождались массовыми депортациями – в Казахстан были насильно переселены сотни тысяч немцев, поляков, корейцев и других народов, а также казахи, обвиненные в антисоветской деятельности или сопротивлении коллективизации. Особое внимание уделялось подавлению национальной интеллигенции, политической оппозиции и «кулацких» слоев, что привело к уничтожению значительной части культурной и политической элиты казахского народа. Всего за годы сталинских репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 млн человек, что стало частью масштабной политики террора и контроля, направленной на укрепление советской власти и подавление любого инакомыслия.
Массовый голод в Казахстане 1932–1933 годов, известный как голодомор, унес жизни от 2,3 млн до 4 млн казахов, что составляло около четверти всего казахского этноса того времени, и стал самым разрушительным по масштабам среди регионов СССР. Причиной голода стали политика коллективизации, насильственное изъятие зерна и скота, а также принудительный переход к оседлому образу жизни, что привело к массовому голоду и даже к каннибализму.
В Казахстане 31 мая 1997 года был объявлен Днем памяти жертв политических репрессий и голода, и именно в этот день в 2012 году в столице страны был открыт монумент, посвященный жертвам голодомора.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.