Недавние изменения в подходах к государственного регулированию цен на лекарства вызвали активную дискуссию. среди участников фармацевтического рынка. NewsHub.kz поговорил с генеральным директором европейской фармацевтической компании Гедеон Рихтер Казахстан Павлом Хегай о том, чего ожидать пациентам и рынку.
- Как вы оцениваете текущую ситуацию с пересмотром подходов к ценообразованию на лекарства в Казахстане?
- В вопросах регулирования цен на лекарства особенно важно сохранять баланс между доступностью терапии для пациентов и устойчивостью фармацевтической отрасли. Мы разделяем стремление государства обеспечить доступ к качественным препаратам и считаем, что диалог между регулятором и индустрией играет ключевую роль.
Ранее озвученные инициативы по постепенному переходу к более рыночным механизмам, в частности, на розничном сегменте, давали ясные ориентиры для компаний и инвесторов. Сейчас появляются предложения, которые могут скорректировать этот курс. Это вызывает определённую обеспокоенность среди игроков рынка, в том числе международных компаний.
Подчеркну, что мы поддерживаем государственное регулирование цен на препараты, закупаемые за счёт бюджета. Но розничный рынок работает по другим принципам. В большинстве стран именно в этом сегменте ценовое регулирование минимально или вовсе отсутствует благодаря высокой конкуренции и широкому ассортименту.
- В принятом приказе Минздрава об утверждении предельных цен, который вскоре вступит в силу, заявлено о значительном снижении цен на лекарства. При этом участники рынка заявляют о снижении на 60-70%. Как это сыграет на рынке лекарств?
- Почему так произошло? Мы полагаем, что имеетсяряд нормативных неточностей при разработке приказа. Не хватает прозрачной методики расчета: цены, вероятно, могли быть взяты с международных сайтов и не учитывают реальные рыночные условия.
Следует отметить, государственная экспертная организация имеет право изменять предельные цены на торговые наименования лекарственных средств для оптовой и розничной реализации по инициативе уполномоченного органа без подачи заявления от заявителя. Это позволяет оперативно корректировать ценообразование в интересах обеспечения доступности и стабильности лекарственного рынка.
- Как ситуация может отразиться на пациентах?
- В краткосрочной перспективе снижение цен воспринимается положительно. Но в долгосрочной — возможны перебои поставок, снижение ассортимента, задержки с регистрацией новых препаратов.
Международный опыт показывает: в Молдове после административного снижения цен с рынка ушла половина препаратов, в Румынии — около 2000 наименований.
Уход препаратов означает потерю терапии для тысяч пациентов. И, к сожалению, больше всего под ударом могут оказаться люди с хроническими заболеваниями, редкими диагнозами и те, кто живет в регионах с ограниченным доступом к инновационным препаратам.
- Что может произойти с фармрынком, после вступления в силу приказа в его текущей редакции?
- Это может привести к дефициту, сокращениюассортимента и уходу с рынка легальных участников. Особенно уязвимы поставки инновационных и жизненно необходимых лекарств. Международные компании могут отказаться от локализации производства и инвестиций в страну, где «правила игры» меняются в одностороннем порядке. В результате пациенты будут вынуждены искать лекарства за границей, часто по завышенным ценам и рисками для здоровья.
Ценовая доступность важна, но не менее важно обеспечить качество, безопасность и стабильность терапии.
Подчеркнуть, Гедеон Рихтер Казахстан придерживается взвешенного подхода к ценообразованию, и мы не повышали цены на рецептурные препараты в розничном сегменте выше уровня инфляции без наличия обоснованных причин или необходимости.
- Как можно выйти из этой ситуации без потерь для пациентов и бизнеса?
- Критически важны взвешенные действия, основанныена глубоком анализе, и совместная работа регулятора и фарминдустрии. Мы предлагаем приостановить реализацию приказа и провести независимый экономический анализ его влияния на рынок. На основе анализа внести корректировки, чтобы избежать возникновение рисков дефицита и ухода препаратов.
Также необходимо создать рабочую группу с участием Минздрава, Комитета медицинского и фармацевтического контроля, ведущих фармкомпаний, отраслевых ассоциаций и независимых экспертов. Эта группаразработает дорожную карту по стабилизации и долгосрочному развитию рынка.
- Какие планы у вашей компании в отношении присутствия в Казахстане?
- Казахстан остается для нас стратегически важным рынком. Мы здесь уже около 30 лет, наши препараты известны врачам и пациентам. Активно инвестируем в локальные партнерства, образовательные и соцпроекты, ведем благотворительные инициативы.
Во время пандемии при содействии Посольства РК в Венгрии мы безвозмездно поставили жизненно важные препараты для пациентов на ИВЛ. В рамках проекта «От сердца к сердцу» была оказана помощь детям-сиротам, детям с ограниченными возможностями и онкодиагнозами. В 2024 году компания оказала гуманитарную помощь пострадавшим от паводков на западе Казахстана. И много других проектов.
Мы искренне заинтересованы в дальнейшем развитии фармацевтической отрасли в стране. В то же время для устойчивой работы нам необходима уверенность в том, что государственная политика будет учитывать реальные механизмы функционирования отрасли и сохранять предсказуемость. Надеемся, совместными усилиями удастся выстроить эффективную систему лекарственного обеспечения в интересах всех сторон.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры на наших страницах в Telegram, Instagram и мобильных приложениях на Android и iOS.