Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) инициировал процедуру для подачи иска против властей Украины из-за ущерба, нанесенного атаками украинских военных беспилотников на нефтеперекачивающую станцию (НПС) «Кропоткинская», расположенную в Краснодарском крае РФ.
«Мы не имеем как такового международного юридического статуса, поэтому не можем напрямую в международный суд подать. Но есть процедура, которую мы инициировали для подачи иска», - сообщил журналистам генеральный директор КТК Николай Горбань во время Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), передает ТАСС.
17 февраля этого года НПС «Кропоткинская», принадлежащая КТК, подверглась атаке семи украинских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Станция осуществляла прием российской нефти в трубопроводную систему.
«В результате атаки объект получил серьезные повреждения: разрушена крыша, повреждено закрытое распределительное устройство, газотурбинная установка (ГТУ), также поражены кабели и кабельная эстакада, резервуар с водой, уничтожены 2 трансформатора, фильтры и система пожаротушения ГТУ», - сообщила тогда компания «Транснефть».
После инцидента отгрузка нефти по нефтепроводу временно осуществлялась по аварийной схеме, минуя вышеназванную НПС.
Тогда Транснефть со ссылкой на мнение представителей КТК заявила, что экспорт казахстанской нефти по трубопроводу может сократиться на 30%. Однако позже стало известно, что отгрузка по нефтепроводу за январь-май по сравнению с аналогичным периодом прошлого года даже увеличилась. За пять месяцев по КТК было перекачано более 28 млн тонн нефти, что на 1,4 млн тонн или на 5% больше, чем в прошлом году, сообщил Николай Горбань в ходе годового общего собрания акционеров консорциума, прошедшего в конце мая в Астане.
На ПМЭФ гендиректор КТК рассказал, что предварительная сумма ущерба на НПС «Кропоткинская» оценивается в размере около 2,7 млрд рублей ($34,4 млн)
«Нам еще предстоит работа со страховой компанией. Об ущербе в вопросах транспортировки нефти можно говорить в связи с повышенными затратами на применение противотурбулентной присадки, так как мы ее активно применяли», - сказал Горбань, добавив, что сумма компенсации, которая будет выплачена страховой компанией, станет понятна не ранее конца 2025 года.
По его словам, все акционеры КТК, в том числе иностранные оказывали консультативную помощь при ремонте станции после атаки, помогли привезти необходимое оборудование.
«Сейчас станция полностью работает. Мы смогли за 87 дней полностью восстановить станцию. У нас был запас критического оборудования, который был нам необходим. В основном использовали российские аналоги, за исключением определенных узких мест, которые на сегодня просто невозможно заменить единственно. Это мы брали из своих запасов. Плюс нам партнеры помогли привезти то, что нужно было. Поэтому особых трудностей с оборудованием у нас не возникло», - сказал он.
Горбань добавил, что, по данным МИД Казахстана, который делал запрос в адрес Украины из-за этой атаки, ответа получено не было.
На фото: Нbколай Горбань, гендиректор АО "КТК". Источник фото: cpc.ru
Затраты и дивиденды
Между тем, консорциум в этом году запланировал сумму капитальных затрат вдвое больше, чем в прошлом году. Бюджет на капитальные затраты в 2025 году составляет около $400 млн (2024-м - $200 млн). Однако, по словам главы КТК, в первом квартале затраты сократились, исполнение от запланированного составило 86%, поскольку часть проектов компании удалось завершить в прошлом году. Помимо этого, был отменен проект строительства северной причальной стенки на морском терминале.
При этом оператор ожидает снижения прокачки нефти по трубопроводу в 2025 году на 2 млн тонн. Грузоотправители подали заявку на отправку 76 млн тонн нефти, но по факту может быть поставлено всего 74 млн тонн.
Горбань добавил, что отклонение в первом квартале от плановых объемов составило 6%, что связано в большей степени с решениями грузоотправителей в Казахстане - например, на Тенгизе.
«Сейчас мы видим отклонение более чем на 1,8 млн тонн, и это связано с различными факторами: тут и влияние ремонтов на месторождениях, и ОПЕК, и атака БПЛА и использование Казахстаном других маршрутов», - подчеркнул Николай Горбань.
По его словам, если грузоотправители не смогут наверстать объемы поставок, то будут проводить выплаты по принципу «качай или плати».
Снижение отгрузок нефти отразится и на размерах дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам.
«На текущий момент прогнозное отклонение по дивидендам - около $80 млн. В бюджет по году мы закладывали $1,45 млрд. Цифры выплат во втором полугодии еще будут уточняться с учетом объемов перекачки и других влияющих факторов», - сообщил Горбань.
Акционерами АО «КТК» являются: Россия - 31%, Казахстан - 20,75%, нефтяные компании Chevron - 15%, Лукойл - 12,5%, ExxonMobil - 7,5%, Shell - 7,5%, Роснефть - 3,75%, Eni - 2%. Все эти нефтяные компании, кроме Роснефти, добывают нефть в Казахстане.
В прошлом году по трубопроводу было прокачано около 63 млн тонн нефти, из которых доля казахстанских грузоотправителей составила 55 млн тонн или свыше 87% от общего объема, остальное было поставлено российскими компаниями. В основном по КТК экспортируется тенгизская, кашаганская и карачаганакская нефть.
Нефтепровод КТК был введен в эксплуатацию в 2001 году. Он соединяет месторождение Тенгиз с морским терминалом под городом Новороссийск, на берегу Черного моря. Его протяженность - 1 511 км, из них 452 км находятся в Казахстане, остальные свыше 1000 км - на территории России. Из 15 НПС, помогающих перекачивать нефть по системе КТК, 4 находятся на казахстанском участке, 11 - российском.
В среднем около 80% казахстанской экспортной нефти отправляется на мировые рынка по этому нефтепроводу.
По итогам прошлого года, АО «КТК-К» выплатило в казахстанский бюджет налогов на $85 млн, а дивиденды акционерам за этот же период составили $188,2 млн.
Также читайте: Почему выбрали Росатом для строительства АЭС в Казахстане
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.