Казахстанские ученые работают над выпуском семитомного издания новой истории страны, которое станет основой для школьных учебников.
У нас школьные учебники до сих пор пишутся по государственным стандартам, утвержденным в конце 1990-х и начале 2000-х годов. То есть туда не вносились данные и новые открытия, которые были зафиксированы за прошедшие 20 лет, соответственно, они (учебники) устарели. С выходом новой академической истории ситуация должна измениться. Об этом во время своего выступления на научном фестивале Nobel Fest, прошедшем в октябре в Астане, рассказал Жаксылык Сабитов, доктор PHD, член Национального научного совета по приоритету «Исследование социальных и гуманитарных наук», ведущий научный сотрудник Института истории государства Комитета науки Министерства образования и науки РК.
Если говорить про учебники, то еще один важный момент, на который нужно обратить внимание, это то, что у нас в школьном предмете «История» мало истории, отмечает специалист. Если взять, например, российские школьные учебники по истории, то истории в них рассказываются по определенному шаблону, где есть трехактная структура сценария, либо шестиактная структура сторителлинга, когда должна быть экспозиция, развитие персонажа, кульминация, финал, и выводы с этой истории. В казахстанских учебниках по истории, к сожалению, это не так.
«В России каждый князь имеет свою историю, так называемую, законченную арку - от своего начала до конца. Если у него есть прозвище, то оно соответственно используется. К примеру, читая про Всеволода Большое гнездо, мы можем не представлять, кто этот человек, но уже по прозвищу понимаем, что у него было много детей», - отмечает историк.
Если мы берем российские учебники по истории, то мы видим, что там есть истории. Там очень все актуально и все закончено, есть начало и есть конец.
«Если мы берем казахстанские школьные учебники, то мы видим, что у нас в школьных учебниках нет истории, у нас есть констатация факта. Был такой каган, он был красавчиком. Все. Следующий. То же самое красавчик. То есть у нас набор красавчиков, одобренных государством, как говорится. Без истории о том, кто эти люди, почему они красавчики? То есть это самый главный момент в претензии к нашим учебникам. То есть они во многом не несут образовательной функции, и плюс они рассказаны скучно. Невозможно говорить о наших учебниках без слова скучно», - отмечает Жаксылык Сабитов.
В итоге ученики получают такой материал, который мало им интересен. При подготовке к ЕНТ, они вынуждены зубрить его, а не просто читать с интересом и запоминать. Все это должно измениться в учебниках.
Что нового в истории?
За последние 20 лет в исторической науке Казахстана произошел огромный прорыв. История страны стала более массивной, более продвинутой, у нее появился новый инструментарий. Есть множество открытий, которые, к сожалению, пока не вошли в школьные учебники по истории.
Жаксылык Сабитов говорит, что в школьных учебниках отсутствуют целые периоды истории, которые касаются нас. Например, нет сведений о вторжении агурских племен. Мы даже не знаем, кто они такие. Хотя это целое столетие нашей истории. То же самое про чекарских калмыков. Это были такие калмыки, которые на самом деле с казахами не воевали, а дружили. Они были родственниками джунгар, но при этом они были им и врагами. И они дружили с казахами на протяжении 50 лет. Про них тоже ничего не сказано в учебниках истории. То есть целые вот такие периоды из нашей истории не написаны, потому что Госстандарт у нас старый.
Если мы будем сравнивать наши учебники истории с учебниками истории России и Китая, то выяснится, что у нас очень сильно дефрагментированная история.
В наших учебниках упоминаются Государство кочевых узбеков, Ак орда (Белая орда), Тюргешский каганат, Карлукский каганат и т.д. Хотя на самом деле это не государства, а династии. Именно так называют такие же образования в учебниках истории России и Китая. То есть поменялась династия, но государство оставалось. Например, в школьных учебниках мы учим, что было Государство карлуков. В следующей главе учим уже, что было Государство караханидов. По сути, на самом деле это одно и то же государство. То есть после того, как карлуки приняли ислам, то почему-то они стали уже другим новым государством. Хотя это абсолютно не так.
«По сути это одно государство, которое с 766 года по 1212 год существовало в рамках юго-восточного и южного Казахстана. Поэтому мы здесь видим всего лишь наследие всяких имперских фреймов при игнорировании здравого смысла. Более того, стоит отметить, что в наших школьных учебниках очень много игнорируются эти новые открытия. Например, буквально пять-семь лет назад была первая находка казахских ученых по поводу Жанибека и Керея. Они, оказывается, в 1447 году были зафиксированы в китайских источниках. Но в школьных учебниках этого до сих пор нет. В 1447 году Жанибек и Керей жили на реке Или, в Семиречье. В 1453 году Керей был правителем города Сайрам, то есть на территории современного Шымкента», - говорит ученый.
Монеты и генетика
Новый формат понимания сведений о нашей истории дает такая прикладная наука, как нумизматика. В Казахстане было очень много монет, которые дают очень большие сведения о нашей истории. К примеру, во всем мире находится более миллиона монет Золотой орды, которые тем или иным способом касаются нашей истории. И это огромный массив данных, который позволяет увидеть нашу историю более богаче и глубже.
В Алматы в 2022 году был найден целый клад монет, около 2 тыс. штук. Это уже третий клад с монетами, найденный в этом городе. К сожалению, люди, обнаружившие клад, продали монеты на черном рынке. Поэтому только третья часть этого клада дошла до ученых. Благодаря этим монетам мы можем точно понимать, когда и как жил город, какая была у него тамга, то есть герб. По месту обнаружения всех этих трех кладов можно предположить, что скорее всего средневековый Алматы находился в районе нынешнего микрорайона Горный гигант.
«Каждый раз, когда мы находим монеты мы видим что-то новое. Недавно, например, были опубликованы монеты новых Сыгынакских ханов, пяти новых сыгынакских ханов, которые были до этого неизвестны. А если они известны по монетам, то они были в реальности. Потому что монеты такой же источник, только немного другого характера. Средневековые монеты говорят: был такой хан, был в таком году, был в таком городе», - отмечает Жаксылык Сабитов.
Еще одна прикладная наука, которая помогает исторической науке, это генетика. К примеру, есть целый набор мифов, который доминирует в наших учебниках либо в общественном сознании. Наверно, самый распространенный, это советский миф о скифо-сакском мире, который существовал от Тувы до Дуная. Современные генетические исследования показывают, что на самом деле никакого единого скифо-сакского мира не было. Это была цепочка раздробленных народов. Единственное, что у них было общее - это материальная культура.
При этом казахстанскими и немецкими учеными в 2017 году было доказано, что восточные саки и скифы, проживавшие в Центральном и восточной Казахстане, были предками современных казахов, кыргызов, татар, тюрков западной Сибири.
«Соответственно, генетические исследования тоже дают новое видение. Причем это видение подтверждает то, что мы знали ранее. По сути на очень многие вещи, про которые знали до этого, мы получаем подтверждение уже исходя из генетических данных», - говорит историк.
Мифы и легенды
У нас существует такой расхожий миф о том, что настоящие казахи были голубоглазыми блондинами. В это миф верят где-то 50% населения. Про это выяснилось в результате закрытых социологических исследований. Они, к сожалению, не были опубликованы. Так вот, этот миф на самом деле всего лишь утрированная восприятие и интерпретация монографии Оразака Исмагулова об этногенезе казахов.
То есть монография нечитабельна, обычный человек ее не особо поймет, там очень много всяких цифр, измерений. Но по сути главный вывод этой статьи, как раз-таки тот тезис, который народ придумал, что настоящие казахи голубоглазые блондины. Хотя это, конечно, не так. Это искажение. В книге Оразак Исмагулов доказывает, что существовала преемственность между древним населением андроновской культуры и современными казахами. Хотя справедливости ради стоит отметить, что помимо андроновцев у казахов были и другие предки. Просто апеллирование к ним это всего лишь такой политический момент, необходимый для обоснования идеологии, что эти земли наши, и принадлежали нашим предкам, поясняет Сабитов.
Оразака Исмагулов показывал эту всю преемственность, он показывал, что в XIII веке сложился тот физиологический тип, который мы называем казахским. То есть то лицо, которое мы сегодня имеем. Генетический тип казахов появился из смешения местных кипчаков-тюрков и пришлых тюрков-монголов. То есть это действительный факт, который подтверждается физическими, антропологическими и генетическими исследования.
Помимо этого, есть расхожие мифы о других наших частях истории. К примеру, существует большой миф про Ак орду. У нас в школе до сих пор учат, что у нас некогда было государство Ак орда, которое было предшественником Казахского ханства. Но исследования за последние 20 лет показывает, что это не так. С этим мифом боролся еще Шокан Валиханов. Он еще в середине XIX века (170 лет назад) писал о том, что под Ак ордой нужно понимать не государство, а резиденцию, место, где жил хан.
Если мы возьмем эпос казахов, то выясним, что, начиная от Бату хана, времен Золотой Орды (Улус Джучи), и до времен Абылай хана и Жангир хана, место где жил хан, по всем этим героическим эпосам, называлось Ак орда.
У нас существует два мифа, которые между собой борются. Первый миф возник в советское время, и он касался нашей средневековой истории. В нем говорилось, что на нашей территории в средневековье почти сложился народ. Это были кипчаки - предшественники казахов, а потом пришли монголы и процесс формирования казахов закончился. То есть на протяжении трех веков формировалась казахская нация и появилось Казахское ханство. Это вот советская система транслировала.
После того, как мы обрели независимость, у нас началось переосмысление истории, и вместо государственного советского мифа о средневековье, у нас начал появляться народный миф, который можно назвать, как «Чингисхан - казах». То есть этот миф тоже далек от истории, но это как бы противовес советскому мифу, отмечает историк.
У нас в казахскоязычной прессе была битва двух Мухтаров: Мухтара Шаханова и Мухтара Магауина.
Шаханов, который сам из рода кипчак, защищал старую советскую парадигму, потому что она ближе к нему. А Магауин, из рода керей, соответственно, к нему ближе концепция, что Чингисхан был казах. Фактически, этот спор можно определить одним вопросом: Где были предки казахов, когда штурмовали Отырар? Шаханов говорит о том, что предки казахов были в Отыраре, а Магауин, что они штурмовали город. «Хотя обе точки зрения экстремальные и мифологизированные. По сути правда где-то по середине. То есть казахи и штурмовали, и они же внутри города были. Согласно закрытому исследованию, о котором я говорил ранее, около 25% населения верит, что Чингисхан был действительно казахом. Хотя скорее всего это не совсем так», - отмечает Сабитов.
Еще одна наука, которая позволяют нам глубже изучить историю Казахстана, это генетика. Она позволяет шире взглянуть на наши процессы становления и увидеть многие важные вещи. К примеру, возьмем историю Казахского ханства. Если мы посчитаем, то выясним, что после катаганского уничтожения 1627 года целое крыло казахов, которое называлось Алаш мэнэ, включало в себя три жуза: старший, младший и средний. И в нем было 30 тысячное войско. А население ханства было всего 150 тысяч человек. То есть за 400 лет численность казахов выросла со 150 тысяч тогдашних до сейчас 15 миллиона человек сегодняшних, или в 100 раз. Это на самом деле очень огромный факт, который объясняет очень многие процессы. Потому что для обывателей непонятно, как у казахов появилась такая большая территория, говорит историк.
После того, как казахи смогли восстановиться после катаганского побоища, на момент начала XVIII века казахов было всего 400 тысяч. А к концу XVIII века у нас население было уже два миллиона. То есть в пять раз увеличилось население. Как это получилось? Во многом это было связано с тем, что весь XVIII век казахам везло. Все, кто хочет подробно узнать об этом могут прочитать статью Радика Темиргалиева «Казахский секрет», которая объясняет, как это произошло и что это значило.
Так вот, в тот период джунгары, которые долго досаждали казахам, были уничтожены китайцами. Они уничтожили 80% джунгарского народа: 40% погибло в бою, 40% - китайцы истребили, раздав им оделяла с оспой. А 20% тех, кто выжил китайцы раскидали по деревням своим. Соответственно миллионное население было уничтожено. Кто их место занял? Их место заняли казахи, объясняет историк.
То же самое касается территории между Волгой и Уралом, где жили калмыки, которые в 1771 году почему-то решили уйти с этого места. А главными бенефициарами, которые вернули себе все эти земли, оказались казахи.
«В XVIII веке казахи были супер-агрессорами, которые все эти территории обратно себе вернули. Если мы посмотрим до Джунгарского нашествия, фактически территория Казахского ханства сложилась до трех областей. А после территория реально стала в пять раз больше. Соответственно население тоже стало в пять раз больше. Это тоже наша история, и ее тоже надо показывать. У нас часто любят драматизировать, и говорить о том, что у нас была история, где было много страданий. На самом деле история Казахстана была гораздо богаче. И сводить ее только к каким-то бедствиям и каким-то несчастиям - это значить идти на поводу у советских парадигм истории», - считает Жаксылык Сабитов.
По его мнению, давно уже пора отказаться от тех парадигм истории, которые у нас преподаются в школе. Потому что на самом деле большинство фреймов, которые заложены в школе - это все советские фреймы. Сейчас мы проходим этот процесс. Но есть большое сопротивление со стороны старых академиков, которые держатся все еще за советские парадигмы.
Еще одна прикладная историческая дисциплина - это картография. Она позволяет очень многое узнать нового про нашу историю. Потому что на картах фиксируется множество сведений. Наверно, одна из самых больших карт - это карта Аль-Идриси, которую, к сожалению, у нас в школе преподают неправильно. Согласно этой карте мы знаем, что на территории Казахстана было более 50 городов, из которых только фиксируется два. То есть выжило только два города - это Тараз и Шымкент.
«У нас очень много научных данных. Но, к сожалению, не все они войдут в новую версию Академической истории Казахстана. Но в последующем мы будем стараться делать так, чтобы все-таки научные открытие попадали в школьные учебники более быстро, чем сейчас», - обещает Жаксылык Сабитов.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.