Тяжелейшим, назвал ситуацию с качеством автодорог в стране президент Касым-Жомарт Токаев, а жалобу казахстанцев на плохие дороги - справедливой. При этом основной причиной такого положения дел в дорожной отрасли является коррупция, считает глава государства. Как правительство планирует улучшить состояние автотранспортной инфраструктуры? Когда республиканские дороги приведут в нормальное состояние?
В этом году в Казахстане планируется охватить ремонтом 12 тыс. километров автомобильных дорог. В частности, должен быть осуществлен ремонт, строительство и реконструкция 5,3 тыс. км дорог республиканского и 4,2 тыс. км дорог местного значения, согласно сведениям Министерства транспорта РК. При этом ведомство начнет новую масштабную программу по среднему ремонту еще 2,5 тыс. км дорог.
«В текущем году мы увеличиваем долю охвата средними ремонтами. Это те виды работ, которые обеспечивают сохранность дороги в межремонтные сроки. Большая часть сети автодорог нуждается в межремонтных текущих и средних ремонтах», - говорит Максат Баяхмет, заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта РК.
Он пояснил, что из-за не проведенных своевременно межремонтных текущих и средних ремонтов дорожные полотна сильно разрушаются, поэтому на них в дальнейшем нужно уже проводить капитальные ремонты, а это в разы удорожает стоимость работ. Поэтому необходимо регулярно проводить средний ремонт автодорог, чтобы не запускать их состояние до плачевного, и не увеличивать расходы.
По сведениям Комитета автомобильных дорог, на начало этого года протяженность республиканских автомобильных дорог составляло 24 915 км. Из них почти 17 тыс. км или более 68% имеют асфальтобетонное покрытие, свыше 1,6 тыс. км или 6,5% - цементно-бетонное, около 2,3 тыс. км или 9,3% - чернощебеночное, порядка 2,5 тыс. км или 10,2% - черногравийное, 1,3 тыс. км или 5,2% - гравийно-щебеночное, 117 км или 0,7% - грунтовое.
При этом, если говорить о состоянии автомобильных трасс республиканского значения, то на 1 января 2024 года, из более чем 24,9 тыс. км дорог в хорошем состоянии находились всего свыше 12,7 тыс. км или чуть больше половины, в удовлетворительном - около 10 тыс. км (40%), в неудовлетворительном - 2,1 тыс. км (8%). Министерство транспорта обещает привести все дороги республиканского значения в хорошее состояние.
«При этом увеличение этого темпа и сохранение таких же объемов работ к 2029 году позволит привести всю республиканскую сеть в нормативное состояние, или, если сказать проще, то оно будет везде в хорошем состоянии», - говорит Максат Баяхмет.
В этом году наконец должна быть завершена реализация четырех крупных проектов по реконструкции автодорог "Астана-Балхаш-Алматы", «Атырау-Астрахань», «Актобе-Кандыагаш», «Талдыкорган - Усть-Каменогорск».
Таким образом, всего в этом году планируется начать или продолжить ремонт, строительство и реконструкцию 14,5 тыс. км (12 тыс. + 2,5 тыс.) автомобильных дорог. На что будет инвестировано около 1 трлн тенге. Ожидается, что это позволит повысить долю республиканских дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии до 93%.
Однако, как мы видим, речь идет только о республиканских дорогах. Но не менее актуальна и проблема местных дорог. Автодорог местного значения в этом году планируется отремонтировать 4,2 тыс. км. Протяженность казахстанских автомобильных дорог областного и районного значения составляет 71 тыс. км. Таким образом, предстоит большая работа и на этом участке.
Коррупция и жалобы
В прошлом году в государственные органы страны поступило около 19 тысяч жалоб от казахстанцев на качество автомобильных дорог. При этом несоответствие дорожной инфраструктуры нормативным требованиям является одной из причин высоких показателей аварийности и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). К примеру, в 2021 году в Казахстане произошло 13,9 тыс. ДТП, в результате которых ранения получили 18,1 тыс. человек, погибли - 2,3 тыс. По оценке Всемирного банка, ежегодный ущерб от дорожных происшествий в республике составляет $7 млрд.
По данным Агентства по противодействию коррупции, за последние 10 лет на сферу строительства и ремонта автодорог было инвестировано 4 трлн тенге. При этом в международном рейтинге из 141 стран по показателям качества дорог Казахстан занимает лишь 93 место.
Ежегодно контролирующие органы выявляют до 6 тыс. нарушений при строительстве и ремонте автодорог. В прошлом году Антикор сообщил, что за последние три года в производстве антикоррупционной службы находилось свыше 120 уголовных дел по фактам хищений и злоупотреблений в сфере транспортной инфраструктуры, по которым осуждено 40 человек.
При этом есть проблемы и с нехваткой строительных материалов. В прошлом году, к примеру, правительство вынуждено было договариваться с властями России об увеличении объемов импорта битума в три раза - с 100 до 300 тыс. тонн. Казахстанские производители могли обеспечить полностью потребности внутреннего рынка в битуме. Однако, из-за того, что в зимнее время дорожно-строительные компании не забирают битум, заводы вынуждены снижать объем выпуска продукции. А не забирают компании битум из-за того, что не имеют своих хранилищ.
Качество дорожной инфраструктуры имеет большое значение для экономики Казахстана. И это связано не только с планами страны стать транспортным хабом. На долю автотранспорта приходится более 80% объемов перевезенных грузов и более 25% грузооборота.
Источник: NewsHub.kz
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.