Казахстанские сельхозпроизводители смогут застраховать свои яблони

Как в Казахстане нужно развивать городскую инфраструктуру

Как в Казахстане нужно развивать городскую инфраструктуру
фото: pixabay.com

По уровню урбанизации Казахстан приблизился к показателям стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К такому выводу пришли эксперты, проанализировав статистические данные по численности населения.

На данный момент количество городов в республике составляет 89, сел - 6 526. По итогам прошлого года в городах проживало 12,5 млн казахстанцев, что соответствует 62,2% от всего количества населения страны. При этом в сельской местности живет около 7,6 млн человек (37,8%).

Резкий рост количества городского населения наблюдается на протяжении последних 50 лет. К примеру, согласно данным Организации Объединенных Наций (ООН), доля городского населения в стране в 1980 году было на уровне 54,1%, в 1990 году - 56,2%, в 2020-м - 57,7%.

Однако, по мнение экспертов Института экономических исследований, на самом деле доля городского населения намного больше, если считать людей, которые живут в пригородах - в сельских населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости - в получасах езды или в 30 км от городов. Они могут выступать активными донорами маятниковой миграции.

Выяснилось, что количество таких сёл по республике составляет 732. В них проживает около 2,4 млн человек или 31,6% сельского населения страны.

Больше всего таких сёл расположено вокруг городов Шымкент (118 сёл), Алматы (97), Астана (45), Тараз (89) и Усть-Каменогорск (40).

По количеству проживающего населения лидируют сёла вокруг городов Алматы (620,6 тыс. человек), Шымкент (394,8), Астана (128,7), Тараз (316,1) и Актау (208,7).

Таким образом, численность горожан при учете жителей сёл, расположенных в непосредственной близости от крупных городов, может составить почти 15 млн человек, то есть примерно 74,1% от всего населения страны. То есть реальный уровень урбанизации в Казахстане приблизительно сопоставим со странами ОЭСР, где она в 2022 году составила в среднем 81%.

Такому развитию способствует желание казахстанцев переехать в города в поисках работы, а также необходимой благоустроенной инфраструктуры. Но готовы ли города к приему такого количества переселенцев?

В 2023 году общая площадь введенных в эксплуатацию жилых зданий составила 17,5 млн квадратных метров (кв. м), что на 11,9% больше, чем годом ранее, согласно данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК. При этом две трети построенного жилья - многоквартирные дома.

Эксперты считают, что в целом в Казахстане достаточно высокая доступность жилья по сравнению с другими странами мира, например, с такими как Бразилия, США, Индия и т.д.

Кроме того, у нас при этом есть такое понятие, как социальное жилье для социально уязвимых слоев населения. Их очень много, и очередь на это жилье большая, но его (жилья) мало. Вместе с тем, у нас большой базовый тренд, наблюдающийся на протяжении всей истории независимого Казахстана - это урбанизация.

То есть люди из села переезжают в города, районные и областные центры. И урбанизацию необходимо сделать достаточно грамотно, по-современному, то есть не строить какие-то трущобы. Потому что новое социальное жилье в регионах умудряются строить сразу старым, то есть эти дома после ввода в эксплуатацию сразу же начинают рассыпаться. Нет надлежащей социальной инфраструктуры, то есть школ, больниц, детсадов. Даже когда проектировали левый берег Астаны не предусмотрели школы, говорит Рахим Ошакбаев, экономист и основатель Центра прикладных исследований «TALAP».

Поэтому, по его словам, нам нужно срочно делать модернизацию вообще понимания урбанистики и градостроительства, и создавать действительно комфортную городскую среду для людей. Использовать «концепцию 15-минутного города», когда базовая инфраструктура должна находиться в 15-ти минутах ходьбы от дома.

При этом в первую очередь надо ставить во главу угла пешехода. Сейчас города построены в основном для машин, то есть удобны, если вы на автомобиле. На самом деле должна быть иерархия. То есть в первую очередь должны учитываться интересны (удобства) пешеходов, людей в инвалидных колясках, матерей с детскими колясками, потом уже велосипедов и самокатов, затем общественного транспорта, затем такси, и только потом частных автомобилей.

К примеру, в Алматы эта проблема особенно заметна. Здесь большинство людей живет в пригороде и области, поэтому вынуждены ежедневно на автомобилях или попутном такси добираться в город до работы. Чтобы решить этот вопрос, нужно наладить эффективный общественный транспорт.

При этом есть проблема с доступом к строительству, когда существующие земельные участки, к примеру, непрозрачно и неэффективно распределяются. То есть прежде чем, развивать и строить городскую и региональную инфраструктуру необходимо выработать правила, отвечающие на вопрос, каким образом и для кого строится эта инфраструктура. 

 

Источник: NewsHub.kz

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

/category/news
Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

13 июля
12 июля
11 июля
10 июля