Спрос на сжиженный нефтяной газ в Казахстане продолжает расти. Правительство вынуждено вводить запрет на его экспорт, чтобы покрыть дефицит на внутреннем рынке.
В 2024 году казахстанские компании снизили экспорт сжиженного нефтяного газа (СНГ) на 13%, до 698 тыс. тонн. Причиной уменьшения стал рост спроса внутри страны, как со стороны предприятий нефтехимической отрасли, так и владельцев автотранспорта, использующих СНГ в качестве моторного топлива. Экспорт снижается четвертый год подряд и второй год остается на минимуме с 2005 года.
Ранее министр энергетики Ерлан Аккенженов сказал, что причиной роста потребления сжиженного газа со стороны автолюбителей является его низкая цена, поэтому, якобы, они переводят свои авто с бензина на газ. Глава Минэнерго со ссылкой на данные Министерства внутренних дел сообщил, что в прошлом году количество автомобилей с газовым двигателем выросло на 16%, до 677 тыс. единиц по сравнению с 2023 годом (582 тыс.).
По сведениям Минэнерго, в Казахстане стоимость бензин АИ-92 составляет 205 тенге за литр (после отказа от госрегулирования цен на топливо цены на некоторых АЗС выросли до 209 тенге за литр), в то время как стоимость сжиженного нефтяного газа находится в пределах 65-102 тенге за литр. Цены на компримированный природный газ в Мангистауской области составляют 93 тенге за литр, в в Алматы - 138 тенге.
Также министр отметил, что анализ потребления показывает увеличение спроса на сжиженный газ в разрезе регионов в особенности в приграничных регионах, и это связано с низкой ценой газа в республике по сравнению с соседними государствами. По его данным, в России литр СНГ стоит 164 тенге, в Кыргызстане - 209 тенге, Азербайджане - 212 тенге, Таджикистане - 256 тенге.
Однако, по сведениям ценового агентства Argus, в Казахстане количество автотранспорта, использующего в качестве топлива сжиженный газ, к 1 марта 2025 года выросло до 16 356 автомобилей, увеличившись более чем на треть по сравнению с декабрем 2023 года (12 072).
Как видим, цифры значительно разнятся. Возможно, Минэнерго включает в свой список не только авто, использующих СНГ, но и потребителей компримированного природного газа, сжиженного природного газа, а также машины, работающие на гибридном двигателе (бензин/газ). Поэтому у ведомства выходят такие показатели. Тогда как Argus считает только потребителей сжиженного нефтяного газа.
Другим крупным потребителем СНГ является сектор нефтегазохимии. Здесь спрос вырос в основном за счет завода по выпуску полипропилена компании «Kazakhstan Petrochemical Industries» (KPI), введенного в эксплуатацию в 2022 году.
В прошлом году KPI приобрел 333,3 тыс. тонн СНГ, что на 33% больше по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в этом году завод также увеличит потребление. При этом предприятие еще не вышло на полную мощность, которая предполагает потребление 500 тыс. тонн сырья в год.
Основным поставщиком газа на KPI в рамках долгосрочного контракта являлся компания «Тенгизшевройл» (ТШО), крупнейший производитель и экспортер СНГ в стране. Но в прошлом году KPI был вынужден импортировать 34,9 тыс. тонн пропана из России (у компаний «Сибур Холдинг» - 33,3 тыс. тонн и «Эктос» - 1,8 тыс. тонн). Поставки российского газа осуществлялись в октябре-декабре, когда ТШО сократил выпуск газа из-за технических проблем.
Между тем, Минэнерго заявляет, что оно ежемесячно по регионам распределяется порядка 130 тыс. тонн сжиженного газа. Однако этого объема на 23% или на 25-30 тыс. тонн меньше, чем нужно, чтобы удовлетворить спрос со стороны казахстанских потребителей.
При этом производство сжиженного нефтяного газа в стране в прошлом году увеличилось всего лишь на 1,9%, до 3,01 млн тонн, чего, конечно же, недостаточно, чтобы компенсировать усиление спроса на продукт на внутреннем рынке.
Ранее Минэнерго заявляло, что производители сжиженного газа не заинтересованы в инвестициях в производство и в увеличении выпуска продукции, поскольку цены на нее очень низкие, и компании не получают должной рентабельности. Раньше они покрывали эту диспропорцию за счет экспортной выручки, получаемой благодаря продаже части продукции за рубеж. Но теперь, когда последние несколько лет действует запрет на экспорт СНГ, им, якобы, невыгодно производить сжиженный газ.
В Казахстане основными производителями СНГ являются нефтедобывающие компании. Сжиженный газ для них является побочным продуктом, который они получают при переработке или очистке сырого природного газа на своих газоперерабатывающих заводах (ГПЗ). Другими крупными производителями являются нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Однако они всего лишь перерабатывают нефть, а СНГ принадлежит нефтедобывающим компаниями.
По сведениям Argus, крупнейшим производителем СНГ в 2024 году была ТШО, выпустившая 1 млн 233,9 тыс. тонн продукта. Вторым крупным производителем была компания «CNPC-Актобемунайгаз» (480,3 тыс. тонн), а третьим Шымкентский НПЗ (334,8 тыс. тонн).
Объем производства сжиженного нефтяного газа в Казахстане в 2024 году, тыс. тонн
Чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка правительство ввело запрет на экспорт СНГ, который продлевает каждые 6 месяцев, и планирует это сделать снова в мае этого года.
При этом для некоторых компаний - производителей СНГ - сделано исключение. Так, под запрет не попадают компании, которые работают в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) или контракта на недропользование, такие как ТШО, разрабатывающая месторождение Тенгиз, Nostrum Oil&Gas (Чинаревское месторождение), Карачаганак Петролиум Оперейтинг (КПО, Карачаганак) и North Caspian Operating Company (NCOC, Кашаган).
Эти компании могут беспрепятственно вывозить сырье за рубеж, если не заключено какое-либо дополнительное соглашение. Так, ТШО договорилось с правительством поставить на внутренний рынок в 2025 году 240 тыс. тонн сжиженного газа, то есть около 20% производимого ею СНГ, если взять за основу показатели 2024 года.
Ожидается, что в 2025 году казахстанские компании продолжат наращивать поставки сжиженного газа на внутренний рынок, поскольку спрос, по прежнему, растет. При этом отгрузки могут увеличиться и в следующем году, когда должен быть запущен Кашаганский ГПЗ. При выходе на полную мощность этот завод будет выпускать до 115,5 тыс. тонн сжиженного газа.
NCOC в настоящее время не выпускает СНГ. Часть объемов попутного нефтяного газа с Кашагана закачивается обратно в пласт, а часть направляется на завод комплексной подготовки нефти и газа «Болашак», откуда товарный газ поступает в газопровод «Интергаз Центральная Азия».
В 2024 году основными экспортерами сжиженного газа из Казахстана были ТШО и Nostrum Oil&Gas.
Крупнейшим покупателем казахстанского СНГ, по сведениям Argus, в прошлом году оставался Таджикистан. Хотя поставки в эту страну сократились на 4,8 тыс. тонн, до 324,1 тыс. тонн. Около 97% отгрузок в Таджикистан пришлись на ТШО. С начала 2025 года поставки казахстанского газа в эту страну снизились из-за увеличения импорта в Таджикистан российского газа.
Российские поставщики с начала 2025 года увеличили поставки газа в страны Центральной Азии после вступления в силу в конце декабря прошлого года санкций в отношении импорта российского пропана в Европу.
Турция сохранила второе место среди импортеров казахстанского СНГ, хотя экспорт в эту страну также уменьшился - на 31,1 тыс. тонн, до 213,4 тыс. тонн.
Поставки сжиженного газа в Афганистан также упали в прошлом году относительно 2023 года. Поставки СНГ сократились более чем вдвое, или на 9 тыс. тонн, до 8,4 тыс. тонн, из-за усиления конкуренции со стороны российских экспортеров. По этой же причине снизился экспорт и в Кыргызстан - на 9,4 тыс. тонн, до 5,9 тыс. тонн.
При этом вырос экспорт казахстанского СНГ в Польшу - на 5,2 тыс. тонн, до 41, тыс. тонн, и в Китай - на 10,5 тыс. тонн, до 22,2 тыс. тонн. Кроме того, в прошлом году из Казахстана в Латвию были поставлены партии сжиженного газа, тогда как в 2023 году. таких отгрузок не было. Поставки казахстанского сжиженного газа в эти страны будут расти из-за отсутствия возможности у потребителей закупить СНГ из России, отмечает Argus со ссылкой на мнение участников рынка.
Самый заметный прирост поставок казахстанского газа пришелся на Узбекистан - на 21,3 тыс. тонн, до 50,3 тыс. тонн. Это произошло из-за роста спроса на СНГ в этой стране на фоне нехватки природного газа.
Между тем, экспорт сжиженного нефтяного газа из республики, скорее всего, продолжит падать, в том числе из-за роста внутреннего потребления, и отказа производителей увеличивать выпуск этого продукта. Возможно, ситуация изменится с вводом нового ГПЗ на Кашаганае в следующем году, если его запуск снова не перенесут. Напомним, что изначально его планировалось ввести в эксплуатацию в 2023 году.
Читайте также: Почему Казахстан судится с акционерами Кашагана
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.