24 января этого года между Министерством энергетики РК и КМГ были проведены прямые переговоры по предоставлению права недропользования на участок недр «Каламкас море, Хазар, Ауэзов», расположенный в казахстанском секторе Каспийского моря, сообщает ведомство.
А 6 февраля стороны подписали улучшенный модельный контракт на разработку этих месторождений. Предполагается, что для реализации проекта недропользователь выплатит подписной бонус в размере $32 млн. В сам проект будут привлечены $6 млрд прямых инвестиций. На первоначальном этапе обустройства проекта будет создано 2 тыс. новых рабочих мест. Ожидается, что добыча начнется в 2028 году и будет составлять 3-4 млн тонн в год.
Иностранным стратегическим партнером КМГ выступит российская нефтяная компания «Лукойл».
Улучшенный модельный контракт (УМК) введен в действие после подписания, соответствующего закона 10 января этого года. УМК будут подписывать при реализации морских и газовых проектов, а также сложных проектов на суше.
В частности, пакет преференций включает упрощенный переход с этапа разведки на этап добычи. Предоставляются льготы по налогу на имущество, возможность применения альтернативного налога на недропользование, и отдельного порядка учета капитальных затрат при начислении налогов на доходы.
По данным Oilgasinfo, геологические запасы месторождения Каламкас-море оцениваются в 150 млн тонн нефти и 15 млрд куб. м газа, Хазар - в 40 млн тонн нефти и 10 млрд куб. м газа, Ауэзов - 10 млн тонн нефти, и 3 млрд куб. м газа.
Все три месторождения расположены на казахстанском секторе Каспийского моря. Их извлекаемые запасы, как ранее сообщало Министерство энергетики, составляют 87 млн тонн нефти и 86 млрд куб. м газа. В разное время, и разные организации по-разному оценивали запасы этих месторождений. Например, геологические запасы Каламкас-море оценивались минимум в 160 млн тонн нефти, максимум - в 1 млрд тонн.
Каламкас-море входило в контрактную территорию Северо-Каспийского проекта, а Хазар - в структуру участка «Жемчужина». Лицензии на разработку этих двух месторождений раньше принадлежали акционерам North Caspian Operating Company (NCOC) и концерну Shell, соответственно.
Предполагалось, что операторы проектов, а это NCOC и компания «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б.В.» (КМОК) будут совместно разрабатывать эти месторождения. Однако в октябре 2019 года Shell, которому принадлежали 55% доли участия в КМОК, объявил о своем решение не продолжать совместную реализацию проекта. Он был признан «недостаточно конкурентным по отношению к другим проектам в глобальном портфеле инвестиций концерна». Минэнерго тогда сообщило, что концерн потратил $900 млн на проведение геологоразведочных, сейсмических работ и бурения оценочных скважин. Операторы вернули оба месторождения государству.
Лукойл работает в Казахстане с 1995 года. Компания участвует в нескольких добывающих проектах на суше. В частности, российской компании принадлежат 5% в Тенгизском проекте, и 13,5% - Карачаганакском. Также она владеет 12,5% акций Каспийского трубопроводного консорциума. Накопленные инвестиции компании в экономику республики составляют $7 млрд. Доля добываемого Лукойлом углеводородного сырья - около 10% от общего объема добычи в республике.
Недавно, депураты европарламента призвали Евросоюз ввести санкции против Лукойла, одной из крупных российских нефтегазовых компаний, работающих в Европе.
Дулат Тасымов
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.