USAID выделяла миллионы долларов на борьбу с дезинформацией в Казахстане

КазМунайГаз продала долю в проекте «Каламкас-море-Хазар-Ауэзов»

10 февр. 2023, 05:13
5 мин. чтения
2157
КазМунайГаз продала долю в проекте «Каламкас-море-Хазар-Ауэзов»
lukoil.ru

9 февраля в Астане КМГ и Лукойл заключили ряд соглашений по проекту освоения участка недр «Каламкас-море, Хазар, Ауэзов» в казахстанском секторе Каспийского моря.

Стороны подписали соглашение участников, договор купли-продажи 50%-й доли участия в уставном капитале ТОО «Kalamkas-Khazar Operating» и соглашение об условиях финансирования участниками деятельности оператора.

Документы определяют права и обязанности недропользователя в рамках совместной деятельности по разработке участка недр. Таким образом, Лукойл стал стратегическим партнером КМГ в освоении данного участка на шельфе Каспия, объяснила нацкомпания.

Соглашения вступят в силу после завершения сделки купли-продажи между сторонами для закрепления паритетных долей в компании-операторе. Стороны не разглашают сумму сделки.

Гендиректором ТОО «Kalamkas-Khazar Operating» назначен Курмангазы Исказиев. С февраля 2022 года по январь 2023 года он занимал должность зампреда правления по разведке и добыче КМГ. При этом он остается директором представительства КМГ в Актау.

Напомним, что 6 февраля Министерство энергетики и КМГ заключили улучшенный модельный контракт по этому проекту. Его реализация предполагает уплату подписного бонуса в размере $32 млн и привлечение прямых инвестиций в сумме более $6 млрд. Добыча на месторождениях Каламкас-море и Хазар может начаться в 2028 году и составлять 3-4 млн тонн в год.

Не первый инвестор

Лукойл не первый, кто интересовался месторождениями этого морского проекта. Ранее Каламкас-море планировал разрабатывать North Caspian Operating Company (NCOC) - оператор Кашагана. Месторождение входило в контрактную территорию Северо-Каспийского проекта. Его, также как и Кашаган, а в дальнейшем Актоты и Кайран, должен был осваивать консорциумом нефтегазовых компаний в составе КМГ, Shell, ExxonMobil, Total, Eni, CNPC и Inpex.

Структура Хазар входила в контрактную территорию проекта Жемчужина, который на условиях соглашения о разделе продукции реализовывал Caspi Meruerty Operating Company (CMOC), в который входили Shell (55%), КМГ (25%) и Оман Ойл (20%).

Каламкас-море, расположенное примерно в 130 км от месторождения Кашаган, было открыто в сентябре 2002 года. Хазар, расположенный в 30 км от Каламкас-море, открыто в 2007 году. Оба месторождения находятся недалеко от полуострова Бузачи в Мангистауской области.

Общие извлекаемые запасы этих двух месторождений составляют 67 млн тонн нефти и 9 млрд куб. м газа (по данным NCOC). Для экономии затрат NCOC и Shell планировали совместно разрабатывать два месторождения.

Однако в 2019 году Shell покинула проект Жемчужина, а NCOC отказалась от Каламкас-море. В обоих случаях компании сослались на низкую рентабельность проектов.

Лицензии на участки были возвращены государству и в 2020 году КМГ предложила проекты для рассмотрения British Petroleum (BP). Британская компания также отказалась инвестировать в проекты. Но это событие вызвало небольшой скандал в Казахстане. В прессе преподнесли его как уход ВР от проекта, что было понято обществом, как массовый отток инвесторов из страны. КМГ пришлось выйти с пояснениями.

«Говорить о том, что BP вышла из нефтяных проектов в Казахстане на шельфе Каспия, не совсем верно, как написали об этом некоторые казахстанские СМИ. (…) Речь идет о том, что британская компания изменила свои планы в связи с принятием новой стратегии, которая теперь будет сфокусирована на возобновляемых источниках энергии», - сообщили тогда, в апреле 2021-го в пресс-службе национальной компании.

В подтверждение этих слов она разместила на сайте компании письмо руководства BP на имя президента КМГ. В нем ВР, в частности, сообщает, что она «хочет направить большую часть своих капиталов на восстановление энергетики и существующих углеродных бассейнов, которые она разрабатывает».

«В результате изменений в корпоративной стратегии эти проекты в Казахстане не смогут конкурировать за капитал компании ВР, и для КМГ было бы несправедливо продолжать работу над оценкой этих блоков, если они не вписываются в новую стратегию ВР», – говорилось в письме британской компании.

Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области разведки, разработки и добычи между КМГ и компанией BP был подписан в мае 2019 года. После подписания этого документа КМГ предоставил британцам все данные о своих активах, чтобы привлечь инвестора на реализацию какого-либо проекта. Выяснилось, что на протяжении 18 месяцев BP работала вместе с КМГ над оценкой блоков Большой Жамбыл, Жемчужная и Каламкас-море.

Однако в 2020 году BP приняла новую стратегию, запланировав в течение 10 лет сократить добычу нефти на 40% и в 10 раз увеличить ежегодные инвестиции в низкоуглеродные стратегии. Поэтому и решила выйти из переговорного процесса по вышеназванным морским месторождениям.

Опытный Лукойл

Следующим инвестором, проявившим более предметный интерес, оказался российский Лукойл. В августе 2021 года Минэнерго Казахстана сообщило, что КМГ планирует получить право недропользования на месторождения Каламкас-море, Хазар и Ауэзов. А в ноябре того же года нацкомпания подписала с Лукойл соглашение о принципах по проекту Каламкас-море и Хазар в казахстанском секторе Каспийского моря. А в июне прошлого компании заключили дополнительное соглашение, предусматривающее проведение работ по выбору концепции обустройства месторождений, а также коммерческие условия совместной реализации проекта.

Лукойл работает в Казахстане с 1995 года. Российской компании принадлежат 5% в Тенгизском проекте и 13,5% - в Карачаганакском. Она владеет 12,5% акций КТК. Совместно с КМГ ведут разработку структур Женис и Аль-Фараби на шельфе Каспия.  

Также она участвует в совместных предприятиях по освоению месторождений Хвалынское и Центральное. 

По сведениям Лукойл, ее накопленные инвестиции в экономику Казахстана составляют $7 млрд.

Начиная с 2000 года, компания открыла 11 месторождений в акватории Каспийского моря. Недавно накопленная добыча Лукойла в российском секторе Каспийского моря достигла 50 млн тонн жидких углеводородов. По сведениям самой компании, на ее долю приходится более 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов. Компания полностью контролирует всю производственную цепочку – от добычи нефти и газа до сбыта нефтепродуктов. В компании работают более 110 тысяч человек.

Дулат Тасымов

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

Вчера
09 мая
08 мая
07 мая
06 мая