"Самұрық-Қазына" қоры Жаңа жыл қарсаңында тағы 5 инклюзия кабинетін тарту етеді

Почему Казахстан вынужден импортировать дорожный битум?

09 авг. 2023, 12:33
5 мин. чтения
4703
Почему Казахстан вынужден импортировать дорожный битум?
МИИР РК

В июле министерства энергетики Казахстана и России договорились о возможности трехкратного увеличения импорта российского битума в республику - с 100 тыс. до 300 тыс. тонн. Это было сделано для того, чтобы обеспечить внутренний рынок необходимым количество битума.

В Казахстане четыре крупных производителей битума: компании «Caspi Bitum», «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ), «Qazaq Bitum» и «Асфальтобетон». Их суммарная мощность, судя по открытым данным и сведениям самих компаний, достигает 1 млн 180 тыс. тонн.   

В этом году, согласно плану Минэнерго, уполномоченного органа в области производства нефтепродуктов, производство битума должно было достичь 1,2 млн тонн. В частности, Caspi Bitum планировал выпустить 500 тыс. тонн, ПНХЗ - 280 тыс., Qazaq Bitum - 360 тыс., Асфальтобетон - 72 тыс. тонн. То есть в среднем с января по декабрь казахстанские заводы ежемесячно планировали выпускать 100 тыс. тонн продукции. Но, как говорится, «что-то пошло не так» и объем выпуска снизился почти на 40% - вместо плановых 586,7 тыс. тонн было произведено 343,9 тыс. тонн битума.

По словам вице-премьера Романа Скляра, основной причиной снижения производства стало то, что дорожно-строительные компании опоздали с подачей заявок на получение битума, оплатой за него и подготовкой железнодорожных вагонов для отгрузки готовой продукции.

Также снижение показателей произошло из-за временного запрета на пограничном железнодорожном переходе «Канисай» (между городами Костанай и Орск), который привел к недопоставкам российского гудрона (сырья) на заводы Qazaq Bitum и Асфальтобетон.

Надо готовить запас

В Минэнерго отмечают, что ежегодный летний дефицит происходит из-за того, что дорожниками вовремя не забирается битум, производимый зимой и не делаются запасы на строительный сезон.

При этом они (дорожно-строительные компании) в ущерб казахстанскому производству в первую очередь закупали российский битум, в объеме до 100 тыс. тонн. У Caspi Bitum и ПНХЗ в зимний период, то есть в начале года они закупили 32,4 из 123 тыс. тонн. Общее снижение производства битума в первом квартале составило 64,4% - при плане 215 тыс. тонн было выпущено всего 78,9 тыс. тонн.

Суточная мощность Caspi Bitum до середины мая, т.е. в пик строительно-дорожных работ, была на уровне 0,9 тыс. тонн при 1,6 тыс. тонн возможных.

Теперь из-за того, что потребители вовремя не забрали битум, план его производства в стране в этом году будет снижен с 1,2 млн тонн до 800 тыс. тонн. Ожидается, что Caspi Bitum выпустит 78,6% из запланированного объема, ПНХЗ - 95,8%, Qazaq Bitum - 31,9%, Асфальтобетон - 100%.

По мнению Минэнерго, если будет одобрен импорт до 300 тыс. тонн российского битума, то объем производства будет еще ниже. При этом ведомство считает приоритетным исполнение производственных программ казахстанских производителей.

По сведениям Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в Казахстане сейчас есть около 40 битумных ям общей вместимостью свыше 200 тыс. тонн, где можно накопить запасы перед строительным сезоном. Также планируется строительство терминалов хранения в узловых пунктах. К примеру, Qazaq Bitum заявил о планах построить терминальную сеть с общим объемом хранения 90 тыс. тонн в городах Актобе, Алматы и Караганды.

В правительстве считают, что создание запасов битума в зимний период поможет ограничить рост стоимости битума в строительный сезон. По некоторым данным, на пике спроса цена на эту продукцию в Казахстане достигает 280 - 300 тыс. тенге при сметной стоимости - 130 тыс. тенге за тонну.

Крупными держателями ресурсов битума являются компании «КазМунайГаз», «Petrosun» и «Каражанбасмунай». По словам Романа Скляра, КМГ и Petrosun отпускают битум по 115 тыс. тенге за 1 тонну, а Каражанбасмунай обещала в пиковый период сдерживать цены на уровне не выше 130 тыс. тенге за тонну.

При этом в апреле стоимость битума в КМГ и Petrosun составляла 105 тыс. тенге за 1 тонну, Каражанбасмунай (Caspi Bitum) - 108 тыс. тенге, Qazaq Bitum - 140-150 тыс. тенге, российский битум продавался по 120-130 тыс. тенге.

Рост спроса на битум объясняется увеличением ремонтно-строительных работ на казахстанских дорогах. По прогнозу ценового агентства Argus, спрос на дорожный битум в Казахстане в 2023 году может вырасти на 18% по сравнению с прошлым годом, с 1,1 млн до 1,3 млн тонн. Интерес к продукту будет обеспечен благодаря реализации программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол». Она, в частности, предусматривает строительство и реконструкцию 10,5 тыс. км автодорог: 7,3 тыс. км республиканских и 3,2 тыс. км местных.

Согласно госпрограмме, в 2020-2025 годах в республике будет реконструировано и отремонтировано 48 тыс. км республиканских и местных дорог. В рамках аналогичной программы в 2015-2019 гг. было построено и реконструировано 25 тыс. км автодорог.

Не исключено, что республика продолжит импортировать российский битум. Хотя ожидается, что два завода увеличат выпуск продукции: Caspi Bitum до 750 тыс. тонн в год (к 2025 года), ПНХЗ - до 720 тыс. тонн (к 2026 году).

Помимо битума индикативный баланс беспошлинных поставок предусматривает отгрузку в этом году в Казахстан до 430 тыс. тонн российского гудрона. Он используется в виде сырья при производстве битума на двух заводах Qazaq Bitum в Шымкенте, а также Асфальтобетон - в Алматы.

При этом в 2022 году из Казахстана было экспортировано 64,2 тыс. тонн битума: 10,2 тыс. тонн по железной дороге и около 54 тыс. тонн - автотранспортом. В основном автомобильные партии битума вывозились в Узбекистан и Кыргызстан с заводов Qazaq Bitum - по 27 тыс. тонн в каждую страну.

Дулат Тасымов

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

Вчера
20 декабря
19 декабря
18 декабря