На границе Казахстана и Узбекистана зафиксированы огромные очереди грузовых автомашин. Время простоя доходит до трех суток. Причиной скопления эксперты называют резкий рост объемов отгрузок свежей плодоовощной продукции из Узбекистана на внешние рынки во второй половине мая и начале июня нынешнего года, передает Podrobno.uz.
По состоянию на 4 июня, количество скопившихся грузовых машин на пограничном посту с Казахстаном "C. Нажимов" (Майский) доходило до 320 единиц, а на посту "Яллама" – до 505 единиц, сообщают аналитики EastFruit. Эксперты ссылаются на Telegram-канал о пробках и проблемах на границе "Чегарадаги тирбандликлар ва муаммолар".
Причина столь высокого спроса на узбекскую черешню, вишню и абрикос нового урожая в нынешнем сезоне – заморозки в апреле-мае 2025 года в странах Восточной и Центральной Европы, которые нанесли огромный ущерб урожаю косточковых фруктов.
Кроме того, к ажиотажу добавились еще смещение сезона их уборки и более ранний старт экспорта арбуза и дыни нового урожая.
"В сезоне 2025 года уборка урожая черешни и абрикоса, и соответственно массовый экспорт стартовали на 7-10 дней раньше, чем в прошлом году. И с большой вероятностью завершится значительно раньше прошлогодних сроков. Вдобавок к этому, сбор урожая и экспорт ранних сортов арбуза и дыни также начались на неделю–десять дней раньше по сравнению с прошлогодним сезоном", – сообщил Нодирбек Мусаев, руководитель узбекской экспортной компании Musaevs AgriFoods.
Все это привело к резкому увеличению объемов отгрузок продукции на внешние рынки начиная с 10-15 чисел мая нынешнего года. Спрос на автотранспорт также резко вырос, поскольку основными направлениями поставки фруктов являются российские и белорусские рынки, а также Казахстан. В эти страны узбекская свежая плодоовощная продукция поставляется преимущественно автотранспортом.
Учитывая, что пропускная способность пограничных пунктов перехода такая же, как и в предыдущих сезонах, на них образовались огромные очереди грузовых автомашин. Время простоя доходит до трех суток.
В результате резко выросли и логистические издержки. В настоящее время стоимость услуг еврофуры-рефрижератора грузоподъемностью 20 тонн с доставкой до российской столицы доходит до 5-5,5 тысячи евро, тогда как в прошлом году аналогичная перевозка стоила на уровне 4 тысяч евро.
По мнению Нодирбека Мусаева, проблема огромных очередей грузового автотранспорта на пограничных пунктах повторяется из года в год в период созревания и массового экспорта косточковых культур. Однако, улучшения ситуации с каждым новым сезоном не наблюдается.
Простои на границах приводят не только к удорожанию логистики, но и задержкам доставки узбекской плодоовощной продукции на целевые рынки, и как следствие, упущению экспортерами потенциальной прибыли, которая может исчисляться в общей сумме миллионами долларов.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.