

Сенат Казахстана рассмотрел Строительный кодекс и сопутствующий закон, которые призваны упростить регулирование в архитектурной, градостроительной и строительной сферах. Основной акцент документов - снижение административных барьеров, устранение дублирующих функций госорганов и повышение правовой определённости. Сенаторы концептуально поддержали законодательные акты, но инициировали корректировки, предложив новые редакции ряда статей.
Первый крупный блок поправок касается дебюрократизации. Сенаторы исключили норму, требующую согласования назначения главных архитекторов с центральным уполномоченным органом. В Сенате отметили, что должность и без того регулируется законодательством о государственной службе, поэтому дополнительное согласование создаёт избыточную процедуру. Также из Кодекса убрали дублирующие и параллельные полномочия центральных органов и акиматов, чтобы исключить «двойное» регулирование и противоречия на практике.
Второй блок поправок усиливает роль маслихатов. Теперь за представительными органами на местах закреплены полномочия по утверждению программ реновации жилищного фонда, правил создания и защиты зелёных насаждений в границах городов, а также согласованию установления и изменения городской черты и границ пригородных зон. Дополнительно сенаторы чётко разграничили компетенции маслихатов и акиматов по градостроительным документам — генеральным планам и проектам детальной планировки. Ожидается, что это снизит споры о полномочиях и повысит прозрачность принятия решений.
Сенат также усилил защиту прав собственников. Согласно поправкам, решение о сносе или постутилизации строительного объекта теперь вправе принимать только владелец либо суд. Подрядные организации исключены из списка лиц, которые могут инициировать такие решения. Кроме того, финансирование строительства и эксплуатации социальной и инженерной инфраструктуры индивидуальной жилой застройки закреплено за собственником, а не за пользователем. Это исключает появление необоснованных обязательств для граждан, которые не являются владельцами объектов.
Поправки затронули и сферу экспертизы и проектирования. Из Кодекса исключили формулировки, которые могли трактоваться неоднозначно при проведении вневедомственной экспертизы. Теперь экспертиза проводится экспертными организациями без оговорки «по решению заказчика», что устраняет правовые разночтения. В то же время сенаторы ввели обязательный цифровой формат разработки проектно-сметной документации на портале «одного окна» для объектов, финансируемых за счёт госинвестиций. Новая норма должна сократить сроки согласования и снизить административную нагрузку на всех участников процесса.
Отдельно уточнён механизм реновации. Сенат закрепил, что в результате реновации собственникам передаётся жильё в собственность, а не только обеспечивается переселение. Это означает, что граждане становятся владельцами долей в новых домах и получают полное право распоряжаться ими.
С учётом всех внесённых корректировок Сенат вернул законопроекты в Мажилис для дальнейшей работы. В Сенате подчеркнули, что сам Строительный кодекс в целом направлен на создание безопасной и комфортной среды проживания, развитие безбарьерной инфраструктуры, расширение участия граждан в обсуждении градостроительных инициатив, цифровизацию отрасли, усиление государственного контроля, повышение ответственности застройщиков и экспертных организаций, а также увеличение гарантийных сроков на ключевые конструкции строительных объектов.