Недавно Коалиция НПО Казахстана против пыток совместно с Казахстанским международным бюро по правам человека представила доклад, в котором заявлено о продолжающейся «системной практике пыток» в стране. Документ, подготовленный при поддержке Европейского союза, вызвал широкий резонанс. Свою позицию по нему озвучил Уполномоченный по правам человека Артур Ластаев.
Он отметил, что, как правило, институт омбудсмена не реагирует на громкие публикации, но в данном случае, по его словам, молчать нельзя.
«Поскольку т.н. “доклад” претендует на объективность представленной оценки ситуации в стране, вынужден дать свой комментарий», — заявил Ластаев.
Омбудсмен напомнил, что с 2022 года в стране началась масштабная работа по реформированию системы:
• Тюремная медицина выведена из-под ведения МВД — теперь заключённые получают медицинскую помощь в гражданской системе здравоохранения.
• Видеонаблюдение и видеожетоны: более 45 тысяч камер установлены в учреждениях УИС. Прокуратура и МВД имеют доступ к записям в онлайн- и архивном режимах.
• Клинический протокол приведён в соответствие со Стамбульским: медики обязаны фиксировать следы пыток.
• Электронные терминалы для подачи жалоб установлены в тюрьмах — без возможности вмешательства администрации.
• Ужесточено наказание за пытки: до 12 лет лишения свободы, без возможности амнистии, примирения или условного освобождения.
• Дела о пытках переданы в исключительное ведение прокуратуры — как высшего надзорного органа.
«Теперь лечащие осужденных медики находятся не под офицерской присягой, а под клятвой Гиппократа», — подчеркнул Ластаев.
По словам омбудсмена, благодаря реформам количество жалоб на пытки резко сократилось. Если в 2022 году было зарегистрировано 920 таких дел, то в 2024 году — лишь 193. Это почти в пять раз меньше.
Одновременно увеличилось количество осуждённых сотрудников силовых структур. В 2023 году наказание получили 47 человек - больше, чем за три предыдущих года вместе взятые. Всего с 2019 года к ответственности привлечено 160 должностных лиц, из которых 144 получили реальные сроки лишения свободы.
Артур Ластаев подверг сомнению объективность отчёта, отметив, что он подготовлен без консультаций с государственными структурами и институтом омбудсмена. Более того, аналогичные формулировки уже встречались в докладах этих же организаций за предыдущие годы.
«Жаль, что Специальный докладчик ООН по пыткам получит этот необъективный доклад, а наш партнер — Евросоюз — еще и за все это заплатит», — отметил он.
Также омбудсмен указал на распространённую практику, когда в общественных дискуссиях звучат мнения отдельных лиц, преподносимые как позиция целой коалиции.
«Это известный манипулятивный ход, когда пытаются представить свое узкое мнение — от имени большого числа сторонников», - считает Ластаев.
Он подчеркнул, что институт Уполномоченного всегда открыт к сотрудничеству с НПО и гражданским обществом. Однако, по его мнению, диалог возможен только при условии объективного подхода.
«Мы не призываем замалчивать проблемы — наоборот, мы всегда за честный и открытый диалог», - заявил омбудсмен.
«Не могу себе позволить безропотно наблюдать за обесцениванием усилий Института Уполномоченного, да и в целом государства», — резюмировал Ластаев.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.